В прошлый раз я писал о важности закрепления достигнутых результатов и доведения задач до полного завершения. Сегодня хочу затронуть смежную тему — ответственность и мое первое столкновение с ней.
Начнём с вопроса: чем, на ваш взгляд, отличается позиция сотрудника от позиции руководителя/менеджера? На мой взгляд, всё сводится к ответственности. Но не к той, за которую «можно получить по шапке», а к ответственности за результат.
- Ответственность сотрудника — сделать свою работу хорошо.
- Ответственность менеджера — организовать процесс так, чтобы сотрудники делали свою работу хорошо.
Не согласны? Буду рад обсудить это в комментариях!
Разговоры про лидерство и целеполагание пока оставим в стороне.
В 2016 году я пришёл в АльфаСтрахование — ОМС на позицию системного аналитика, а уже через год оказался в роли Product Owner/Project Manager, отвечая за два направления:
1. Роль PO в команде из 5 человек, которая сопровождала текущий внутренний продукт.
2. Роль PO/PM в проекте по созданию новой единой информационной системы для замены устаревших систем.
Сегодня хочу сфокусироваться на втором направлении.
Всего за месяц я оказался руководителем масштабного проекта с заказчиком в лице Директора одного из департаментов, CIO и PO для трёх распределённых скрам-команд. Более того, в проекте участвовали 13 заказчиков из разных регионов, каждый из которых имел свои специфичные требования в рамках ОМС.
Это была моя первая руководящая роль, и я сделал для себя множество выводов. Вот установки, которые у меня сложились (и, возможно, привели к ошибкам):
- Я руководитель и должен вести себя как руководитель.
- Только я несу ответственность за результаты проекта.
- Я должен защищать команду от внешних угроз.
- Если что-то не работает — это моя вина.
- Я руководитель, и я знаю, как надо.
- Я делаю всё, что могу, но команда постоянно ошибается — проблема в людях.
- Я ошибаюсь — проблема во мне.
В следующих постах я подробно разберу каждую из этих установок: как они появились, в чем проявлялись, к чему привели и что делать, если вы столкнулись с чем-то подобным.
Сейчас всё это кажется очевидным, но:
1. Это был 2016 год.
2. Это была моя первая руководящая роль.
3. Быть «внутри» ситуации — совершенно не то же самое, что знать теорию с позиции Coach.
Завтра разберу установку: «Я руководитель и должен вести себя как руководитель».
А пока поделитесь своей историей в комментариях:
У вас были такие установки? Как это выглядело?
У ваших руководителей были подобные установки? Как вам было с ними работать?